[11.02.2006]
ЖЭУ выходят на тропу войны
10 февраля в малом зале ДК «Октябрьская революция» состоялся организованный ННП «Голос» и НГОО «Родной город» форум «Проблемы внедрения Жилищного кодекса. Важность разъяснительной работы с населением». В зале присутствовали несколько депутатов горсовета, представители общественных организаций, председатели ТОС, домовых комитетов, старшие по подъездам и просто неравнодушные граждане. Интересно, что Мэрия Новосибирска не нашла возможным предоставить конференц-зал для этого собрания.
Редакция надеется разместить на сайте более подробное сообщение о форуме, а пока приводим текст выступления одного из участников дискуссии из категории просто неравнодушных граждан.
Не отрицая важность разъяснительной работы с населением, в частности, этой встречи, я не разделяю оптимизма большинства докладчиков, что это гарантирует успех жилищной реформы. Примером может служить закон №122. Сколько бы нам не разъясняли его благотворную сущность, сколько бы не сообщали о возросшей его популярности, факта, что государство, нарушив Конституцию, ограбило и оскорбило миллионы своих граждан опровергнуть невозможно.
Главная идея этой реформы - мгновенно переложить на жильцов все хронические проблемы ЖКХ, возникшие из-за многолетнего пренебрежения государством своими обязанностями. Она - часть политики государства, которое, сосредоточив большую часть налогов в центре, отказывается от исполнения своих функций. Началось это с передачи ответственности за контроль над выплатами работодателей в пенсионный фонд на наемных работников. При этом не уменьшались ни налоги, выплачиваемые населением, ни штатное расписание сотрудников пенсионного фонда, Министерства налогов и сборов, правоохранительных органов, осуществлявших этот контроль, ни их бюджет. Исчезла только ответственность. Особое лицемерие законодателя состоит в том, что все понимают, что большинство работников не рискнет конфликтовать с начальством. А рискнувшие подвергаются реальной опасности быть уволенными под любым предлогом. Таким образом, ответственность работодателей за нарушение закона уменьшилась, а права на пенсию работников значительно ограничены.
Вернемся к жилищной реформе. Она не менее лицемерна. Как рассказала нам Нина Бороховская,руководитель приемной фонда защиты пенсионеров существующее законодательство достаточно подробно регламентирует передачу жилого фонда от одного владельца к другому (например, от муниципалитета товариществу собственников жилья). Акт приемки-передачи должен сопровождаться актуальным техническим паспортом, технической документацией, дом должен быть отремонтирован, должны быть юридически зафиксированы придомовые территории… и т.д. Но население не знакомо с этими нормами, а владельцы жилья и главный из них мэрия, похоже, предполагают ограничиться сетованиями на недофинансирование жилищного сектора в течение последних лет. А когда жилье будет передано, контрольные службы со ссылкой на закон очень придирчиво будут требовать эту документацию у новых владельцев. Ее приобретение достаточно дорого обойдется новым владельцам.
Начало действия Жилищного кодекса перенесено с 1 марта 2006 г. на 1 января 2007 г., но, по-прежнему, не регламентирован ни порядок передачи жилья, ни лицензированных управляющих компаний, а существующие как партизаны скрывают от жителей свои намерения (как любезно пояснил на форуме представитель ООО «Петер Дуссман Восток», эти сведения будут доступны после того, как будут заключены договора, то есть заключать их предлагается втемную). А к ним есть много вопросов. Например, как фирма собирается отвечать своим уставным капиталом в несколько десятков тысяч по операциям с многомиллионным капиталом, как граждане через год смогут разорвать договор, если фирма вложит несколько миллионов в управляемый ею жилой комплекс или как граждане смогут проконтролировать, на что реально истрачены эти миллионы? Владельцам жилья стоит задуматься, насколько защищены их имущественные права при процветании и при банкротстве управляющих компаний.
Чтобы как-нибудь снизить негативные социальные последствия жилищной реформы, наш форум может включить в свою резолюцию предложение:
«Рекомендовать депутатам новосибирского областного и новосибирского городского советов до 1 мая 2006 г. разработать и утвердить основанное на действующих законах и других правовых нормах “Положение о передаче жилищного фонда новым собственникам”, предусмотрев гарантии его исполнения и уже существующими ТСЖ». Это положение должно дать ответ на упомянутые выше и многие другие вопросы. В отсутствии федерального положения такая инициатива не выходит за пределы компетенции представительных органов власти.
Второе прозвучавшее здесь предложение: «областному или городскому советам:
«Освободить от пошлин по регистрации ТСЖ или выделить необходимые средства из бюджета». На регистрацию общественной организации сейчас необходимо около 10 тыс. руб. Участники форума согласились, что нетрудно угадать реакцию значительной части членов собрания на предложение собрать эту сумму на оформление учредительных документов. На это ответят, что граждане должны быть готовы пойти на необходимые жертвы в своих интересах. Но успешность реформ зависит от правильного учета реального положения в обществе, а не от деклараций идеальных принципов.
На нашем форуме уже говорилось, что Жилищный кодекс РФ ограничивает конституционное право граждан на жилье. Остановимся только на одном аспекте. По Кодексу общее собрание жильцов (более 50%) большинством голосов (более 50%), может принять любое решение за всех владельцев жилья в доме, в том числе за отсутствующих на собрании. То есть четверть жильцов дома могут принять жизненно важные решение за любого владельца приватизированной или купленной квартиры. Право владения жильем в новом Кодексе трактуется как право принять участие в собрании или не принять, а затем в полной мере отвечать своим имуществом за безответственные решения четверти владельцев. Такой четвертью владельцев могут стать и местные органы власти или другие жильцы неприватизированных квартир. Не исключено, что на этом собрании они составят большинство. Они выберут себя управляющими компаниями или сформируют лояльное правление ТСЖ, проштампующее любое нужное им решение.
На нашем форуме обсуждается важнейший вопрос, как правильно оформить отношения ТСЖ с обслуживающими организациями. Но, оценивая социальные последствия вступления в силу Жилищного кодекса, следует учитывать, что если каждый из полусотни присутствующих здесь активистов сумет убедить соседей в необходимости организации ТСЖ, и если в Новосибирске найдется в пять раз не менее успешных активистов, если все организационные проблемы передачи жилья ТСЖ будут решены, если грамотно будут решены организационные, юридические и технические вопросы, то жильцы 250 домов смогут воспользоваться благами коллективного самоуправления. Остальные, а их на порядок больше только в муниципальном секторе жилья, окажутся совершенно беспомощными перед стихией дикого рынка.
Депутат Эдуард Кожемякин, возможно, обмолвился, но сказал правильно. Управляющие компании сами организуют собрания.… То есть речь идет не о конкуренции и разделении функций потребителей жилищных услуг и инфраструктуры обслуживания, а полном подавлении владельцев жилья.
Как это начнется можно наблюдать сегодня в Академгородке. Техники ЖЭУ предлагают жильцам быстренько подписать анонимные бюллетени заочного голосования, в которых гражданам предлагается в качестве управляющей компании утвердить МУП «ЖКХ ННЦ СО РАН», утвердить оплату жилищных услуг и платы за капитальный ремонт по тарифам, утвержденным Мэрией г. Новосибирска и заключить договор на управление многоквартирным домом с управлящей организацией ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН».
Образованные люди в массе подписывают эти бюллетени, считая, что раньше они обслуживали, пусть и дальше обслуживают. Они не дают себе труда задуматься о разнице. Раньше ЖКХ предоставляло нормированный перечень услуг, а теперь ГУП ЖКХ передается возможность управлять своим жильем. Тарифы, утвержденные Мэрией, как пояснили на форуме, это максимально возможные тарифы. Они соглашаются подписать договор, который никто не видел в глаза.
При этом ЖКХ отказывается предоставить элементарную информацию: сколько в доме приватизированных квартир, каковы итоги заочного голосования – на войне, как на войне!
Возможно, они надеются, что родной Президиум СО РАН не обидит своих сотрудников. Но это странное предположение. Последние годы жизни многих выдающихся ученых с мировым именем были омрачены заботой о жилье для своих родных. Президиум с усердием профессионального сутяги не разрешает им приватизировать свои квартиры в панельных домах, называя их коттеджами и пытается выморочить эту жилплощадь, предлагая им «жилплощадь по существующим нормам». Некоторым ученым удалось в суде доказать свое право на приватизацию, но Президиум, конечно, нашел способ отменить это решение в более высоких судебных инстанциях. Президиум цинично понимает, что время работает на него. Что уж говорить о простых смертных, а тем более, если они потеряют связь с Академией. ГУП ЖКХ пойдет на все «в интересах науки». А Президиум с полным основанием объяснит, ГУП ЖКХ – это другое юридическое лицо и повлиять на его решение нет никакой возможности. Тем боле вы же сами проголосовали!
Если раньше в группе риска были одинокие пенсионеры, инвалиды, алкоголики и наркоманы, путем обмана или насилия при попустительстве правоохранительных органов и суда оказывались бомжами. Теперь вполне благополучные граждане могут неожиданно обнаружить, что не только придомовые территории и подвалы приобрели новых владельцев, но их собственная жилая площадь существенно сократилась на вполне законных основаниях, благодаря решениям, принятым большинством. Таким образом, Государственная Дума, в которой по последним данным 40 депутатов – миллиардеры, создала систему управления жильем, благоприятную для владельцев элитных новостроек (у них есть средства на юристов и квалифицированных управляющих), а большая часть населения отдана на поток и разграбление.
Исходный текст
Александр Рудницкий