[01.10.2004]
Священная вертикаль как гнилое кормило власти
Политическая архитектура России все больше напоминает древнегреческий храм – на пустой площади возвышается священная вертикаль исполнительной власти - символ мужской силы. Сила эта носит чисто физический характер, не предполагая какого-либо интеллекта, так как не связана даже с костным мозгом[1]. К основному строению примыкают скромные контрфорсы Федерального Собрания и судебной системы, имитирующие представительную и судебную власти. Соль лжи, на которой замешан бетон этой конструк-ции, покрывает ее стены. Хлипкий фундамент инстинкта власти, безответственности и круговой поруки не способен обеспечить ее стабильность. Метастазы коррупции поразили все ее элементы. Эта стройка пре-вратилось в сверхидею, ради нее приносятся в жертву интересы и граждан, и государства. Для ее укрепле-ния последовательно сносится всё непричастное к Вертикали, что выдается над ровной поверхностью.
На встрече со своими представителями 12.02.04 в МГУ (далее «Доклад ВВП») среди основных дос-тижений четырех лет своего правления Президент назвал восстановление конституционного порядка, по-строение заново вертикали федеральной исполнительной власти, профессионально работающий парламент и единое правовое пространство страны. Легко оспорить каждый тезис этого утверждения[2], но важнее признание самого Президента, что созданная под его руководством политическая система оказалась не способна справиться с терроризмом. Дело обстоит еще хуже - существующая система власти не способна в целом. Хотя ее неэффективность очевидна (как может функционировать демократическая система власти при отсутствии демократических институтов?), но поражает степень этой неспособности.
Зачем, например, было надо начинать ревизию льгот пенсионеров, большинство из которых получа-ют меньше прожиточного минимума, когда цены на нефть беспрецедентно поднялись, когда «золотова-лютные резервы ЦБ достигли рекордного уровня за всю историю страны, включая и ее советский период» (Доклад ВВП), когда стабилизационный фонд достиг пятисот миллиардов? Что это за «монетизация льгот», если в ее результате пенсионеры будут покупать право на бесплатные проезд, лекарства и проезд к месту отдыха за пятьсот рублей, что на порядок меньше реальной стоимости этих услуг? Как можно оце-нить квалификацию правительства и депутатов Думы, вынужденных принять около полутора тысяч по-правок в принятый в первом чтении закон, написанный ими же?
Почему при столь благоприятной экономической ситуации правительство сокращает уровень своей ответственности не только в социальной сфере, но и в образовании, и науке? Почему прекращается финан-сирование программ развития толерантности в России[3] и борьбы с особо опасными инфекциями? Недаль-новидной деликатно была названа в интервью академиков РАН Николая Платэ и Владимира Фортова кон-цепция правительства, предусматривающая дальнейшее сворачивание ответственности государства за раз-витие науки[4]. Эта политика, предупреждают ученые, может привести к опасным и необратимым послед-ствиям для России и ее экономики. Поправки в закон об образовании, принятый в первом чтении еще ле-том, несмотря на протесты Комитета по образованию и науке ГД РФ, Союза ректоров России, академиков РАН и профсоюза учителей, экспертами квалифицируются как «переворот в образовании, последствия ко-торого могут быть просто катастрофичными для страны в целом»[5].
Задача руководства страны, считают академики Н. Платэ и В. Фортов, принимать грамотные реше-ния, а не думать только о том, как отнять и поделить. Но дело в том, что чиновники, самостоятельно при-нимающие судьбоносные для страны решения, ничего не понимают ни в науке, ни в образовании. Они да-же не отдают себе отчет в том, что они этого не понимают. Инструменты повышения благосостояния гра-ждан и развития страны - совершенствование системы управления, удвоение ВВП, рост золотовалютных резервов фетишизированы и стали главной целью работы правительства[6] .
Эта гомерическая некомпетентность наших руководителей прямо связана с кадровой политикой Пре-зидента, главным принципом которой является личная преданность и безответственность. Вот несколько примеров. Правление крепкого хозяйственника Владимира Яковлева в Санкт-Петербурге сопровождалось чередой скандалов. Президент убрал его своим представителем на Северный Кавказ, а теперь через полго-да поручил ему Миннац[7] . В. Яковлев обречен на провал. Но, если национальная рознь в России названа одной из главных целей международного терроризма, допустимо ли Миннац превращать то ли в место ссылки, то ли в синекуру. За какие заслуги Евгений Наздратенко был назначен в правительство? Дмитрий Козак свой дебют в Южном округе начал с заявления, что имеются основания для реабилитации насильни-ка и убийцы школьницы Юрия Буданова[8], которое похоронило его авторитет в республиках Северного Кавказа. Позволила ли охота на «оборотней в погонах» снизить уровень коррупции в МВД, можно ли счи-тать успехом Бориса Грызлова, что 10% граждан России доверяют милиции? Михаил Зурабов, которому принадлежит светлая идея переложить ответственность за выплаты в пенсионный фонд на будущих пен-сионеров, провалил пенсионную реформу. Теперь он отвечает за социальную защиту и здравоохранение. В любой другой стране политик после скандала, подобного «монетизации льгот», ушел бы в отставку. Но у нас не будет ничего необычного, если вскоре М. Зурабова повысят. Никто из наших руководителей за по-следние годы не отчитался в проделанной работе. Все упомянутые выше руководители, несмотря на яв-ный провал на пережнем посту, повышены или занимают высокие должности.
На недавней встрече с иностранными журналистами Президент попенял им Абу-Грейтом. Не бывает войн без уголовных преступлений, но американцы публично расследовали эксцесс и осудили виновных, главнокомандующий войсками в Ираке лишился своего поста, хотя, конечно, не санкционировал пытки за-ключенных. После 11 сентября глава ЦРУ подал в отставку, и она была принята. Пока мы не перейдем к такой, принятой во всем мире системе ответственности, ни о какой победе над терроризмом говорить не стоит[9]. За провал в Беслане ответственными были назначены руководители МВД и ФСБ Северной Осе-тии. Возможно, в сферу безопасности перенесен принцип Николая Кошмана, заявившего как-то, что пра-вительство не несет ответственность за зимние аварии теплосетей в трети регионов, так как в большей час-ти страны зима прошла благополучно, а правительство у всех одно и то же.
Президент Швейцарии извинился перед родственниками жертв авиационной катастрофы, которая произошла по вине частной авиакомпании. Кто-нибудь извинился перед родными жертв Эдуарда Ульмана и его зондеркоманды? А перед гражданином России, потерявшим четырех детей и жену в результате хули-ганской бомбежки его сакли? С июня 2000 г. в России совершено более двух десятков взрывов с массовой гибелью мирных граждан. Кто ответил за это? Каждый раз после теракта общественность уверяют, что преступление выполнено на высоком профессиональном уровне, и вводят повышенную готовность. Часто уверяют, что все находится под контролем. Если бы акция в Дубровке была детально расследована, если бы все обездвиженные участники теракта не были расстреляны и дали свидетельские показания [10], если бы все виновные были наказаны или хотя бы заменены более компетентными руководителями, возможно, весь мир не узнал бы про Беслан. Вместо всего этого позорный провал в Дубровке был назван победой, и все причастные получили награды. Как такая система может эффективно бороться с терроризмом?
Понятна симпатия Президента к людям в погонах, но, назначая на высшие государственные должно-сти отставных военных, предполагает ли он, что в стране надо установить такой же порядок, какой суще-ствует в нашей армии? Какие есть основания предполагать, что у всех у них на гражданской службе от-кроется новый талант?
Постоянная ложь на всех уровнях - один из главных дефектов системы. И не только из-за ее амо-ральности. Наши руководители попадаются в паутину своей лжи. Когда министр обороны Сергей Иванов заявил: «Нам объявили войну!», на его лице мелькнуло даже какое-то удовлетворение. Затем этот тезис повторил Президент. Но все же прекрасно помнят, что последний раз война в Чечне была объявлена в 1999 г., когда мы дружно, с поддержкой всех парламентских партий, кроме «Яблоко», проголосовали за лозунг «мочить в сортире» чеченских сепаратистов. Проиграв войну с регулярной армией, Шамиль Басаев обещал перейти к террору на всей территории России. Это обещание выполняется. Неужели собственный пиаров-ский приказ об окончании войны можно серьезно воспринимать как политический факт.
Самое удивительное, что эта армейская в своей основе система не отличается дисциплиной, многие из этих гениев многогранности занимают собственную позицию по важнейшим для страны вопросам. На-селение России сокращается на один миллион в год. Чтобы стать великой державой, считает Президент, нам нужно принять 50 миллионов новых жителей, но новое законодательство о гражданстве не позволяет иногда получить паспорта даже людям, никогда не выезжавшим за территорию России. Наши бывшие со-отечественники (в том числе 25 миллионов русских) приравнены к нежелательным иностранцам из Афри-ки. 5 миллионов трудовых мигрантов превращены в бесправных рабов. Зато расцветает нелегальная кри-минальным миграция. Государство теряет миллиарды рублей, но мафия процветает. Вместо лояльных и грамотных граждан страна получила питательную среду для коррупции, уголовщины и терроризма. Миха-ил Касьянов имел собственное мнение по темпам развития экономики, и несколько лет руководил прави-тельством. Публичная дискуссия между министром обороны и начальником генерального штаба долго вы-зывала недоумение во всем мире. Соратники Президента подчас высказывают идеи, о которых он сам предпочитает молчать [11]. Борис Грызлов недвусмысленно обозначил вектор развития нашей государст-венности, заявив на днях, что мы много потеряли за последние десять лет. А недавно генеральный проку-рор Владимир Устинов предложил начать репрессии чиновников[12]. Последний демарш Владимира Шама-нова по амнистии Юрия Буданова поставил Президента в ложное положение и явно не был с ним согласо-ван.
Свою беспомощность в борьбе с терроризмом власть пытается компенсировать успехами на других фронтах. От Москвы до самых до окраин организуются процессы против шпионов и предателей среди ученых и журналистов. Журналисты, предающие гласности нелицеприятные факты, увольняются и запу-гиваются, их программы закрываются. Иногда они становятся жертвами специальных операций. В стране, фактически, введена цензура. Маневры в Приморье и Новгороде продемонстрировали, что армия готова отразить любое нападение на нее террористов. К сожалению, в Чечне по ночам она чувствует себя не так уверенно. Непонятно, как двадцать боевиков в течение четырех часов смогли заблокировать полутораты-сячную часть, пока их соратники орудовали в Назрани? Недавно удалось нанести серьезный удар по тер-роризму – была арестована 30-летняя парикмахерша, которая осуществляла связь, финансирование и даже обучение террористов.
Удивительным лицемерием отличаются некоторые внешнеполитические инициативы Президента. В Новосибирске дошкольники знают, где продаются наркотики одна милиция пребывает в неведении, зато наша страна обеспокоена недостаточной эффективностью борьбы с наркотиками в Афганистане. Много лет мы клеймим (и справедливо!) прибалтийские государства за нарушения прав русскоязычного населе-ния, но на позорное для России предложение США политического убежища туркам-месхетицам наши вла-сти практически не заметили. Поразительным иммунитетом на территории России пользуется Шамиль Ба-саев, около десяти лет находясь во всероссийском розыске, он не только успешно руководит террористи-ческой деятельностью в Чечне, но при содействии компетентных органов посещает соседние республики. Но мы предлагаем другим государствам объединить усилия в борьбе с международным терроризмом и в рамках этой борьбы в упрощенном порядке выдавать России любого, кого наши органы назовут террори-стом (с доказательствами у них как-то не получается)[13].
Получив жестокий урок, Президент вынужден был признать, что созданная им политическая система не может обеспечить безопасность граждан и не способна противостоять терроризму, что силовые струк-туры без поддержки общественности не могут справиться с терроризмом. Признав это, он решил не вос-станавливать демократию[14], а продолжить возведение вертикали исполнительной власти, усугубив режим своей личной власти. Он предложил заменить избрание губернаторов их назначением, а всем гражданам объединиться перед лицом угрозы международного терроризма, считать пособниками террористов всех, кто поддастся на их националистические провокации [15] и создать общественную палату.
Выборы всех уровней в России с противозаконным участием в них исполнительной власти, начиная с администрации президента, превращены фарс. Убедившись в бессмысленности этого фарса, Президент на-значил ответственными за это избирателей, и вместо реанимации избирательной системы легализует сло-жившуюся практику назначения губернаторов. Какая логика позволяет предположить, что развитие ском-прометировавшей себя системы решит хоть одну из проблем? Назначение губернаторов, конечно, исклю-чает какую-либо их ответственность перед населением, но ведь каждый будет иметь возможность пожало-ваться самому Президенту, избранному всем народом. А он уж разберется, кто прав на самом деле. Напри-мер, в настоящее время у Президента лежит коллективная жалоба на деятельность губернатора В. Шама-нова пока без движения.
Избранный народом, Президент взял на себя за всю ответственность, говорят его клевреты, поэтому надо предоставить ему всю полноту власти. Также рассуждает его коллега Туркмен-баши, а в прошлом ве-ке великие тираны – Сталин и Гитлер и всегда более мелкие их последователи. Взять-то ответственность он взял, но кто-нибудь объяснил бы, в чем заключается ответственность Владимира Путина за теракты в Дубровке и Беслане, за войну в Чечне, за демографический кризис, за нищету населения и высокую смерт-ность в России...
Если население России не способно избирать себе губернаторов, то призыв к единству выглядит лю-безным жестом по отношению к недоразвитым гражданам. С другой стороны, о каком единстве может ид-ти речь, если люди с погонами на плечах, уличенные в убийствах и прочей уголовщине, продолжают слу-жить в армии [16].Чем, кроме погон, Юрий Буданов или Эдуард Ульман отличаются от мерзавцев, расстре-ливавших детей и стариков в Беслане. Властям следует определиться, призывают ли они граждан России объединиться в борьбе против всех форм терроризма, или сплотиться около наших террористов - против не наших. Говоря о единстве, наша власть, возможно, в качестве идеальной считает известную в прошлом схему, когда население будет разделено на три категории – официальные сотрудники спецслужб, неофи-циальные и пособники террористов. Во всяком случае, термин «пособники»[17] уже начал внедряться в об-щественное сознание журналистами и политологами, близкими ко второй категории.
Национальная рознь в России как фактор нестабильности, действительно, может быть одной из глав-ной целей террористов. Но как правоохранительные органы будут отличать людей, поддавшихся на прово-кации террористов и на провокации наших политиков при попустительстве властей, а иногда и под при-крытием депутатской неприкосновенности распространяющих через государственные СМИ идеи нацио-нальной исключительности и ксенофобии? Три парламентских партии в той или другой степени использо-вали во время выборов националистическую риторику. Почему их действия не квалифицируются как по-собничество? Или на Кавказе власть будет каленым железом выжигать национализм, а в остальной России с ухмылкой наблюдать его развитие? Другой категорией явных пособников, являются представители сило-вых структур, без разбору преследующих мусульман в Чечне и других республиках Северного Кавказа. Несправедливость и беспомощность - чувства, которые могут толкнуть молодых людей к борьбе из прин-ципиальных соображений. Опасность этих процессов трудно преувеличить[18].
Хотя в своем послании Президент и обвинил в продажности общественные организации[19], идея об-щественной палаты, а шире - контроля над гражданским обществом имеет более длинную традицию. Гра-жданский форум, состоявшийся два года назад, явно это продемонстрировал. Власти часто для своих целей создают общественные организации[20], иногда как альтернативу существующим. С одной стороны, госу-дарство последовательно ограничивает независимые источники финансирования общественных организа-ций, с другой, теперь принимает решение финансировать правозащитные организации, дано соответст-вующее указание и региональным властям. Наиболее рационально финансирование правозащитных орга-низаций, осуществляющих контроль за правоохранительной деятельностью, заложить по подчиненности в бюджет МВД и Минюста, экологов прямо передать недропользователям, а инвалидные организации под-чинить М. Зурабову. Общественную палату, как уже стало известно, возглавит общественный совет, на-значенный самим Президентом, благотворительный фонд помощи Беслану возглавит Д. Козак. По-видимому, считается, что наши граждане еще не созрели не только для голосования, но и для обществен-ной работы. Зато наши чиновники смогут применить свой опыт еще в одной сфере общественной деятель-ности. Хорошо бы еще создать общественный фонд борьбы с коррупцией, возглавить который по совмес-тительству мог бы В. Яковлев[21].Таким образом, главный принцип гражданского общества – самооргани-зация заменяется назначением руководителей общественных организаций, преимущественно, из государ-ственных служащих[22]. Все это мы уже проходили. Вспомним, хотя бы, беззаветную борьбу за права тру-дящихся сталинских профсоюзов.
В заключении представляется полезным привести оценку этой системы одним пожилым м всеми уважаемым жителем Беслана: «Взялись править, ничего не умеют, проворовались, лгут нам, да еще нас и предают».
Таким образом, вертикаль исполнительной власти – это основанная на монополии политическая сис-тема, лишенная демократических институтов разделения властей, независимой судебной системы и неза-висимых СМИ, главными принципами которой являются личная преданность и безответственность, систе-ма, которую не интересует ни социальное положение детей, стариков и инвалидов, ни развитие науки и образования, которая кормило власти превратила в собственную кормушку, оказалась несостоятельной и способной только на самовоспроизведение.
Власть, которую не интересует граждане страны и, тем более, их мнение, власть, которая своих гра-ждан считает слишком умными и образованными, слишком здоровыми и плодовитыми, власть, которая своей главной задачей считает назначения губернаторов, руководителей общественных организаций, вино-ватых, врагов, пятой колонны и вахаббитов, безответственная и некомпетентная власть неизбежно рухнет!
Александр Рудницкий
___________________________________
1. Как можно оценить систему, в которой Глеба Павловского выбирают главным интеллектуалом страны.
2. Непрерывные реформы судебной системы лучшим образом подтверждает ее неудовлетворительное состояние. Единое правовое пространство без судебной системы – это нечто мистическое.
3. Хотя признано официально, что национальная рознь – одна из главных целей террористов.
4. Как сообщали академики, государственное финансирование науки в России меньше, чем в Чехии, и правительство пытается его сократить. Как разумно можно объяснить поправку к закону о науке, запрещающую ее финансирование из региональных бюджетов, кроме желания авторов еще больше отличиться? Если у государства не хватает средств, почему финансирование детской онкологии - благотворительность, а взрослой или кардиологии – коммерция. Или всех стариков уже списали?
5. Независимая газета , 14 июля 2004 года
6. Часто подход нашего правительства к проблемам называют бухгалтерским. Этот упрек не справедлив - хороший бухгалтер, кроме двух действий арифметики (отнять и разделить), разбирается в экономике, а, главное, обладает об-щей культурой, не позволяющей ему принимать пагубные решения вне сферы своей компетенции.
7. Какой универсальный талант. Лучше уж назначили бы Алексея Митрофанова, имеющего собственную позицию в национальном вопросе и с одобрением вспоминающего сталинский геноцид чеченского народа.
8. Ссылаясь на амнистии боевиков, он забыл, что законы об амнистии не распространялись на убийц.
9. Депутат Васильев защищает другую точку зрения: «Новому руководителю, - говорит он, - надо будет полгода, что-бы освоится со своими обязанностями, а старые обладают бесценным опытом». Поэтому их и тусуют как засаленную колоду. По-видимому, этот опыт и будет тиражироваться дальше.
10. Уничтожение свидетелей – парадоксальная национальная особенность нашей борьбы с терроризмом.
11. Профессиональная скрытность изменяет иногда и самому Президенту, он поддержал гимн Александрова-Михалкова, вернул на памятнике название Сталинград, а чего стоит его милая шутка на юбилее родного ведомства: «Докладываю, что спецоперация по захвату Кремля завершена успешно!», а сам замечательный юбилей разве не яс-ный символ вектора развития нашей власти.
12. Неважно, с кого начинаются репрессии, важно, что, как и терроризм, этот маховик начинает жить своей жизнью. Судьба Ежова и Ягоды, похоже, ничему не научила нашего потомственного прокурора.
13. Впрочем последнее предложение возможно имеет и коммерческую основу – трудно вообразить, какие деньги можно получить, организовав профилактическое посещение Усамы бен Ладена клиники Бурденко.
14. «30 лет борьбы с терроризмом в Испании показали, что риск терроризма многократно возрастает, когда предается сам дух демократии, ограничивается свобода граждан!» - сказал премьер-министр Испании Хосе Сапатеро.
15. Услышав такое предложение, всегда недоумеваешь – делает их Владимир Владимирович Путин как юрист, как чекист или как президент. В Уголовном кодексе РФ пособничеством называется совсем другой состав преступления. Возможно, пытаясь запугать потенциальных пособников, Президент делает еще одну большую ошибку, в результате которой к войне с сепаратистами добавится война с пособниками.
16. Речь не идет о решении присяжных по делу капитана Ульмана. Могут министр обороны и главнокомандующий ответить на вопрос, почему он и ему подобные сохраняют статус офицеров российской армии. Интересно, сколько офицеров откажутся от своих орденов, если звание полковника и ордена будут возвращены Буданову.
17.Как раньше «враги народа» или «ограниченный контингент войск».
18. Насколько это опасно и как это делается в Кабардино-Болкарии, например, можно прочесть в интервью лидера мусульманской общины республики Муссы Мукожева
http://www.regnum.ru/allnews/333321.html. В правильности его оценок и достоверности приведенных им фактов, к сожалению, не приходится сомневаться.
19. Возможно, наши разведчики лиц, по идейным соображениям сотрудничавших с ними, воспринимали как идиотов. Какие-то основания у них для этого были - они лучше были информированы об истинном положении дел в СССР.
20. В Новосибирске, например, делалась попытка аккредитации общественных организаций органами власти.
21. Когда это статья была закончена, выяснилось, что этот юмор не уместен. Политик, известный в определенных кругах под кличкой «Миша – два процента» уже возглавлял комиссию по борьбе с коррупцией.
22. Правительство не имеет возможности назначать руководителей общественных организаций за рубежом, а там то-же полно незрелых граждан. Поэтому в Налоговый кодекс РФ включается поправка, доверяющую Правительству определять, кто, финансируя лечение туберкулеза в России, действительно занимается благотворительностью, а кого надо считать коммерсантом с лишними деньгами. Тогда 8% выделенных ими средств пойдет на финансирование на-ших силовых министерств, с остальными 16% правительство само придумает, что делать.
Исходный текст
Александр Рудницкий