[07.12.2005]
Социальная апатия – как следствие сознательной манипуляции власти
Если проанализировать список депутатов Новосибирского городского Совета и каким процентов голосов избирателей, обладающих активным избирательным правом они избраны, то рекорд – это когда четверть населения проголосовала за депутата. Но это единичный случай. Большинство избрано 10-ю и менее процентов жителей. Легитимен ли такой депутат? Де-юре – легитимен. А де-факто – нет.
И вот депутат, избранный 5-6% голосов жителей округа, напрочь забывает о том, что остальные 95% его не выбирали, они либо против, либо безразличны к политике. Однако депутат, упоенный победой, воздвигает в микрорайоне железобетонную колонну, украшенную галочкой, дабы о нем не забывали. Было бы денег побольше, он бы поставил Александрийский Столп себе любимому, как в Санкт-Петербурге, и это было бы украшением района, но поставил он архитектурное уродство. Так и хочется воскликнуть: «Скромнее, товарищ, скромнее!» Жители или натыкаются на этот столб и чертыхаются, или обходят столь же безразлично, как безразличен им этот депутат. Это называется молчаливая пассивность или апатия, а депутат поставил памятник на могиле существующей системы выборов.
Другой пример социальной апатии. Существующие в России политические партии – это клубы по интересам кучки политических активистов, за ними нет народа. За исключением, может быть, КПРФ и православной церкви. Прихожане той и другой организации в большей своей части пересекаются. Я живу в начале Морского проспекта и наблюдаю, что в коммунистических колоннах идут те же люди, что участвуют в крестном ходе. Они ностальгируют с коммунистами по спокойной жизни при социализме и ищут защиту у бога, не веря во власть. Это тоже признак социальной апатии.
Вообще, что такое апатия? Традиционно под апатией понимают пассивность, неспособность к активности, к преодолению обстоятельств и своего собственного безразличия. Человек может не идти на выборы, потому что не хочет или потому что он апатичен и сам не знает, почему это так. На Западе преобладает первый вид апатии, при которой сознательно игнорируют политику, выбирая, скажем, занятия виндсерфингом и с подозрением относясь к политическим активистам. У нас апатия скорее второго типа. Просто безнадега и ощущение независимости жизни от тебя самого.
В 90-ые годы мы жили в условиях анархического порядка, когда система социальных связей и безопасности рушится, государство уклоняется от помощи и население переходит к самопомощи за пределами социальных связей. Такая самопомощь и есть анархия. Ее результат – примитивная адаптация, не формирующая иных интересов кроме выживания или обогащения. Мы все помним героев челночного труда, в основном женщин, спасавших свои семьи, а значит Россию. Но при этом мы потеряли коллективные представления о различии добра и зла, о том, что такое сострадание, справедливость, жалость, милость, доброта, хороший тон, правильная речь, самоуважение, уважение к другому, потеряло смысл традиционно русское понятие правды.
Под влиянием желания людей обрести более устойчивый порядок и избрания Президентом В.В.Путина на смену анархическому порядку пришел порядок апатический.
Общество в целом пребывает в состоянии глубокой апатии.
Политическая апатия присуща всем слоям общества:
• Миллионы людей пребывают в апатии по причине невыносимости жизни, бедности, независимости жизни от тебя самого
• Миллионы безразличны ко всему за пределами частной жизни, это как раз наиболее активная часть населения, это как бы «новые люди» в старой системе. В Америке конца 50-ых годов тоже наиболее апатичным слоем были «белые воротнички».
• Апатия молодежи, проявляющаяся в наркотизации и алкоголизации. Газета «Известия» опубликовала материал о русских девушках, решивших стать шахидками. Это говорит об их полной апатии, вызванной отсутствием в обществе смысложизненных целей, апатией русских парней, не имеющих жизненных планов, в отличии от полных энергии чеченцев, под влияние которых девушки попали.
Не заражены апатией политические карьеристы, экстремисты, национальные меньшинства, воодушевленные национальным строительством.
Каковы причины апатии? Безусловно, их несколько, но я скажу только о главном, с моей точки зрения. Отчуждение от политики происходит по вине «властвующей элиты». Манипуляция массами посредством СМИ делает массы морально нечувствительными, побуждает их руководствоваться не собственным сознанием, а распоряжениями или даже приказами других.
Выборные кампании превращаются в соревнование капиталов – кто богаче, тот и победил! Совершенно очевидно, что люди от рождения обладают разным уровнем способностей. При этом доля высокоодаренных людей в генеральной совокупности народонаселения никогда не превышает сотой доли процента. Творец – воин – фантастически редкое явление и ждать от одаренных людей еще и бойцовских качеств – безумное социальное расточительство. Де факто это означает, что действительно умственно одаренный и этически адекватный человек в политику попасть не в состоянии, поскольку творцы, как правило, не одинаково эффективно владеют головой и локтями. В результате нами правит искусная в политических интригах и подвижная в локтевых суставах ментальная серость.
Апатический порядок характеризуется отношением власти к населению как к массе, с которой общаются посредством зондажа. Отношения построены таким образом: власть молча готовит проект, вбрасывает его в общество, а затем либо раздаются вопли массы и тогда проект отступает и видоизменяется. Либо, если масса молчит – он проходит. Так было с пресловутой монетизацией льгот. С пенсионной реформой понять смысл было так трудно, что масса промолчала и проект пошел.
Зондировалась дисциплинарная структура университетского образования, при которой были оставлены два гуманитарных предмета – физкультура и иностранный язык. Только усилиями известных ученых удалось отстоять философию и историю, как предметы обязательные для изучения. Сегодня идет зондаж по реформе ЖКХ, реформе Академии Наук и т.д., и т.д. Примеры зондажа можно приводить дальше.
В стране отсутствуют легальные каналы воздействия на власть со стороны населения. Не способная к дискуссии Дума, скорее техническое, а не политическое правительство, отсутствие оценки реальной ситуации в стране - это тоже причины политической апатии. Власть стала проявлять интерес к созданию гражданского общества, поскольку начала ощущать груз ответственности, который она хочет разделить с другими, но есть опасность формирования этих структур как филиалов власти.
Пережив периоды анархического и апатического порядков, сейчас мы находимся на пороге появления нового типа порядка низшего уровня, который можно назвать формально-рациональным или макдональдизацией, ибо ресторан быстрого питания Макдональдс воплощает эту примитивную по содержанию, но наивысшую по рациональности формулу порядка. Содержательно он беден. Его основные характеристики - это эффективность, предсказуемость или стабильность, калькулируемость (удвоение ВВП) и контроль. Хотим ли мы жить в таком будущем порядке? Нет, конечно, если он создается ради себя самого. Но, да, если выбором будет «жить или не жить».
Все три формы - это порядки низшего уровня. Возникают они на так называемой «ничейной земле» перехода от тоталитарного к демократическому порядку. Почему мы барахтаемся в примитивных формах порядка, все время находясь под угрозой сорваться в хаос, почему демократия с таким трудом приживается на российской земле – это отдельная тема. Я ее затрагивать здесь не буду.
А пока – мы зрители театра политического абсурда под названием демократические выборы. Именно зрители, а не свидетели, потому что свидетелей хотя бы спрашивают о том, что они видели. Зрителей – нет.
Исходный текст
Т атьяна Кунина