[24.05.2007]
Сергей Васильевич Гольдин
20 мая Академгородок прощался с Сергеем Васильевичем Гольдиным – выдающимся ученым, прекрасным поэтом и замечательным человеком, который скончался 18 мая на 82 году жизни.
Получив геологическое образование в Ленинградском горном институте, молодой специалист С.В. Гольдин три года проработал в геологических партиях, а с 1965 г. пять лет руководил лабораторией в прикладном институте ЗапСибНИГНИ (г. Тюмень). В этой прекрасной школе практической геологии были сформированы его характер и мировоззрение.
С 1970 года жизнь С.В. Гольдина была связана с Институтом геологии и геофизики СО РАН, куда он был приглашен заведующим лабораторией, а с 1971 г. и с педагогической работой в НГУ. Замечательный маршрут от классической геофизики к развитию математических методов сейсморазведки, механики и физики сейсмических явлений академика С.В. Гольдина, принесший ему мировую известность, - яркое доказательство плодотворности двух принципов, заложенных основателями Академгородка в его фундамент. Городок создавался под знаменами интеграции научных исследований и веры, что настоящая наука написана на языке математики [1]. Но и в этом он достиг предельного результата. Исключительная интеллектуальная смелость, даже героизм Сергея Васильевича, его ненасытный интерес к жизни проявились в том, что он не только изучил и применял в своих исследованиях результаты современных исследований в смежных науках (что требует незаурядного интеллектуального потенциала), но и развивал их [2]. Это дало ему основание в последние годы определять свою профессию как математика в геофизике.
Продуктивно участвуя в научных исследованиях и воспитании специалистов высшей квалификации, являясь действительным членом Российской, членом Европейской академии наук, членом Американского геофизического союза, вице-президентом Азиатской сейсмологической комиссии, в 60 лет, когда большинство людей заканчивает активную работу, в ущерб своим творческим задачам в 1996 г. академик С.В. Гольдин решил возглавить Институт геофизики СО РАН. Вряд ли он воспринимал это как жертву – сохранить институт и его кафедру в НГУ, когда финансирование науки много лет носит фиктивный характер, когда зарубежные конкуренты напротив не ограничены в средствах – этот вызов Сергей Васильевич не мог упустить. И блестяще с ним справился. Под его руководством высочайший интеллектуальный уровень наших ученых был осознан как главный экономический ресурс. И этот ресурс был им успешно использован. Выпускники НГУ востребованы во всем мире, работают во многих международных корпорациях, но авторитет новосибирской геофизической школы в мировой науке непоколебим, и это одна из главных заслуг академика С.В. Гольдина.
Многие известные ученые пишут стихи, некоторые – неплохие стихи. Но дилетантский уровень не мог удовлетворить максималиста Сергея Гольдина - члена Союза писателей России. Это совсем другая грань его личности, не связанная ни наукой, ни с общественными интересами. Его интеллектуальная лирика интимна, искренна и удивительно открыта. Основная ее тема: «Я много женщин знал. И всех любил». Муза Сергея Гольдина - прекрасная, добрая женщина. Она никогда не влезает на котурны и часто предпочитает ходить босиком. Чувства и размышления его лирического героя, даже не бесспорные, вызывают добрые эмоции, а порой и катарсис.
Помимо науки, женщин, поэзии Сергей Васильевич деятельно любил музыку, живопись, театр, спорт, путешествия… Всю жизнь его интересовала проблема соотношения объективного и субъективного в научном знании. Его доклад на семинаре, посвященном своему 70-летнему юбилею, был посвящен этой теме. Горячо волновали академика С.В. Гольдина будущее российской науки и российского общества. Несколько лет он был президентом Сибирского общества содействия научным исследованиям. В последний год жизни он находит время прочесть лекцию югорским ФМШатам, а два месяца назад горячо заступился за любимый Академгородок.
Сергей Васильевич прожил долгую и счастливую жизнь. Не может быть несчастен человек, на седьмом десятке способный на восторг. Не может быть несчастен человек, которому и в 70 лет доставляет удовольствие публично похвалиться своими успехами на лыжне (действительно удивительными!). Не может быть несчастен человек, в середине своего пути решивший: «И если вновь отмерить путь пришлось бы, сбросив 20 лет, то довелось бы мне хлебнуть того же счастья, тех же бед».
Сергей Васильевич Гольдин оставил богатое наследство. Результаты его исследований навсегда вошли в мировую науку. Его коллеги и ученики в Новосибирске и во всем мире продолжат эту работу. Изданная им библиография своих работ будет важным подспорьем в этой работе. Друзьям он подарил добрую память и сожаления, что радость общения с ним уже в прошлом. Впрочем, спасибо Сергею Васильевичу, каждый, даже не знакомый с ним, может прочесть его стихи…
Родным… родных все это утешить не может, пожелаем им найти силы, чтобы справиться со своим горем. Выражаем родным и близким Сергея Васильевича Гольдина свои искренние соболезнования.
Александр Рудницкий
_______________________________
Сам Сергей Васильевич уже в зрелые годы говорил, что только результаты, доведенные до формул, имеют доказательную силу, всё остальное он называл спекуляциями, не отрицая, впрочем, их необходимости.
2 «Куда ни глянь – везде моя квартира».
3 Литература:
1. С.В. Гольдин, интервью Галине Шпак, Эволюция личности в сфере науки через призму собственного опыта, Наука в Сибири, N10 (2545) 10 марта 2006 г.,
http://www.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=367&id=4
2. С.В. Гольдин, интервью Галине Шпак, Новая стратегия прогноза землетрясений, или комментарий к трем рукописям Наука в Сибири, N12 (2298) 23 марта 2001 г.
http://www.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=40&id=7
3. Гольдин С., Ребров А. Чье дело спасать утопающих?
http://hw.prometeus.nsc.ru/science/schools/rebrov/works/1997.ssi
4. Сергей Гольдин. Стихи. ЭНИЖ "Вестник отделения наук о земле РАН" № 1(20)'2002
http://www.scgis.ru/russian/cp1251/h_dgggms/1-2002/litpages-1.htm
5. Сергей Гольдин. Стихи. Не формулы, Новосибирск, изд. СО РАН, 2003 г., 255 стр.
________________________________________
Несколько стихотворений Сергея Гольдина
Был день беременный дождем
И тучи сизые толпились…
А мы куда-то торопились,
Но ты сказала – подождём..
Весь день трескучие дрова
Горели весело в камине.
И дождь был легок на помине…
А я шептал: как ты права.
Академгородок
Сентябрь 2000 г.
* * *
Подражание Цветаевой
"Моим стихам, написанным так рано,
Что я не знала, что и я — поэт..."
М. Цветаева
Моим стихам, написанным так поздно,
что каждый знал — я не поэт,
стихам, что кровью шли венозной,
смывая тину бед;
стихам, что с миром этим сущим
несли живую связь,
когда лесной бродил я гущей,
сплетая строчек вязь;
стихам, что в темных переулках страсти
вели как Ариадны нить,
склонив обиды на участье
и нежность к Ней сменить;
стихам, что ввысь так приподняли
мой зрячий взгляд
туда — в заоблачные дали,
что нет пути назад;
моим стихам печальным и правдивым —
поэзия, как водится, не врет,
стихам бессрочного призыва,
пришел черед.
2003 г.
***
"Уже написан Вертер"
В. Катаев
Взамен утраченных карет
неистощимый Молох множит
число технических побед,
а человечество все то же!
Написан Вертер, Лир, Макбéт,
никто без музыки не может.
Но – сколь побед, так столь и бед –
коль человечество все то же.
Жестокость, жадность, культ монет
и тень войны опять тревожит.
Убитых – тьма. Виновных – нет.
И человечество все то же…
2000 г.
* * *
Еще на мир смотрю не без восторга,
еще роняю пот на кручах дня,
и белые стальные двери морга
открыты в этот день не для меня.
И бедра женщин, вызывающе крутые,
зовут в свой рай, как в юности моей...
Но с каждым годом истины простые
я постигаю жестче и верней.
Я знаю, что на самом деле смертен.
Что ж — ужас обручем не давит грудь!
Я не взропщу, коль ангелы иль черти
придут по душу и — в последний путь..
И пусть горят по осени осины,
пусть белым цветом полыхает май,
и над Катунью синие вершины
опять зовут вступить на самый край.
Пусть каждый год летят на север птицы...
Зачем мне жить и новый брать разбег,
когда любимые уйдут из жизни лица
и отстрадает мой фатальный век.
А век чужой — совсем чужое дело!
Чужая музыка — лишь повод для нытья...
Подскажут звуки, что в своих пределах
я прочитал всю Книгу Бытия.
Связь с этим миром станет слишком тонкой
без тех, кого не встречу наяву.
И я уйду вослед друзьям, вдогонку,
и за собой кого-то позову...
Октябрь 1998
Исходный текст