[20.12.2005]
Анализ выборов: прозрачность власти и общественный контроль
1. Информация об Ассоциации «ГОЛОС»
Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» учреждена рядом известных некоммерческих организаций России 26 апреля 2000 года. Ассоциация строго соблюдает правила непартийности, однако открыта для сотрудничества со всеми общественно-политическими силами, разделяющими ее цели и задачи.
Миссия Ассоциации «ГОЛОС» - инициирование и создание в регионах сильных некоммерческих партнерств, с помощью которых граждане смогут влиять на решение общественно важных проблем на местном уровне. В настоящий момент Ассоциация имеет представительства в 30 регионах России.
Ассоциация «ГОЛОС» с 2000 года ведет проект, направленный на мониторинг избирательных кампаний на местном, региональном и федеральном уровне. В процессе своей деятельности «ГОЛОС» накопил огромный опыт в наблюдении более 60 региональных кампаний и двух федеральных кампаний. За этот период обучено и приняло участие в мониторинге выборов более 12000 наблюдателей. Кроме того, «ГОЛОС» имеет большой опыт международного наблюдения на выборах в Кыргызстане, Казахстане, Грузии, Украине, Белоруссии, Армении, Азербайджане, Албании. В феврале 2005 года Ассоциация вошла в состав Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ЭНЕМО).
Участники Ассоциации исходят из того, что свободные и честные выборы являются важнейшей составляющей построения демократии, служат средством повышения доверия гражданского общества к политической системе. Ассоциация открыта для сотрудничества с национальными и международными организациями. Деятельность Ассоциации основывается на принципах беспристрастности, прозрачности и профессионализма.
Ассоциация «ГОЛОС» является учредителем газеты «Гражданский ГОЛОС», зарегистрированной в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № 77-13460) 30 августа 2002 года. Газета распространяется на территории Российской Федерации, выходит раз в три месяца тиражом 3000-3500 экземпляров. На данный момент вышло 13 номеров газеты, в которой «Гражданский ГОЛОС» освещает общественную деятельность Ассоциации «ГОЛОС» и продвигает гражданские инициативы.
Данный документ является предварительным заявлением Новосибирского отделения «ГОЛОСа» по итогам выборов депутатов в Новосибирский областной Совет депутатов.
Новосибирское некоммерческое партнерство «В защиту прав избирателей «ГОЛОС», входящее в Ассоциацию, провело независимый мониторинг региональных выборов депутатов в Новосибирский областной Совет депутатов. Мониторинг выборов проводился с целью обеспечения соблюдения избирательных прав граждан со стороны всех участников политического процесса: кандидатов и политических партий, избирателей и избирательных комиссий.
В Новосибирске такой мониторинг осуществлялся в 10 районах города Новосибирска на протяжении всей предвыборной кампании. Представители «ГОЛОСа» вели мониторинг предвыборной агитации кандидатов, возможных фактов использования административного и медиа-ресурсов, а также иных нарушений избирательного законодательства РФ.
На 104 избирательных участках в день голосования 11 декабря 2005 года работали мобильные наблюдатели, осуществляющие независимое наблюдение в качестве корреспондентов газеты «Гражданский голос».
По предварительным данным, полученным в ходе мониторинга, выявились основные тенденции избирательной кампании депутатов областного Совета Новосибирской области. Очевидно, что те изменения, которые были внесены в предвыборное законодательство, требуют доработки и дополнительного разъяснения для всех участников избирательного процесса.
2. События, предшествующие старту выборной кампании
Впервые в Новосибирской области на выборах областных депутатов была апробирована смешанная (пропорционально-мажоритарная) система: 49 депутатов областного Совета избирались по областным спискам кандидатов, выдвинутым избирательным объединением, а еще 49 – по одномандатным избирательным округам. Всего в Новосибирский областной Совет депутатов четвертого созыва избрано 98 человек, что является абсолютным рекордом по сравнению с законодательными парламентами по всей России. Такое увеличение (в два раза) народных избранников произошло в связи с внесением изменений в Устав Новосибирской области. Но сами выборы по такой схеме для НСО не новы, так избиралась Государственная Дума в 2003 году.
На заседании 43 сессии областного Совета депутатов, состоявшейся 7 июля 2005 г., по инициативе депутатов от КПРФ и от «Единой России», был принят законопроект о внесении изменений в Закон НСО «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета», который поднял рубеж прохождения политических партий с 5% до 7%.
По официальной версии, выдвинутой депутатами, инициировавшими такое изменение, увеличение порога прохождения на 2% должно исключить из предвыборной борьбы несерьезные партии-однодневки.
В связи с истечением 5-летнего срока полномочий Новосибирской областной избирательной комиссии, был сформирован ее новый состав. Численный состав был определен в количестве 14 человек, которых рекомендовали Центральная избирательная комиссия РФ, губернатор области, областной Совет депутатов третьего созыва, партии и избирательные блоки. Необходимо отметить, что все члены комиссии имеют высшее образование, в том числе – юридическое, и опыт работы в избирательных комиссиях разного уровня.
Председателем облизбиркома была избрана Т. Алексенко, ранее уже занимавшая этот пост в составе предыдущей комиссии, а ее заместителем - Н. Шалабаева, также имеющая опыт работы на данной должности.
3. Правовые основы проведения выборов
Законами, определяющими порядок проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета, явились:
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ниже - ФЗ);
Закон Новосибирской области «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов» (в редакции законов Новосибирской области от 12.07.2004 №206-ОЗ, от 17.12.2004 №245-ОЗ, 14.06.2005 №299-ОЗ)
Главной особенностью нового избирательного законодательства Новосибирской области стало введение нескольких существенных положений, которые отличают нынешние выборы областных депутатов НСО от выборов, проходивших ранее:
• впервые в Новосибирской области на выборах областных депутатов была апробирована смешанная система: 49 депутатов избирались по одномандатным округам, а еще 49 – по спискам политических партий;
• заградительный барьер для партий, допущенных к распределению мандатов, установлен на уровне 7% (ранее такой барьер составлял 5%);
• минимальная явка для признания выборов состоявшимися снижена с 25% до 20% от списочного числа избирателей;
• резкое ужесточение требований к сбору подписей (количество допустимых выявленных недостоверных и недействительных подписей избирателей в подписных листах сокращено с 25% до 10%);
• Конституционный суд России подтвердил право на агитацию «против всех». Такая графа была сохранена и в бюллетенях на этих выборах.
Новосибирское некоммерческое партнерство «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» отмечает, что изменения в Новосибирском Законодательстве не только отражают общие негативные тенденции в развитии избирательного права в России, но направлены на минимизацию политической конкуренции. Изменения, внесенные в избирательное законодательство, дали очень опасные инструменты избирательным комиссиям и судам: снятие с регистрации, отказ в регистрации, отказ в приеме документов. Закон резко ужесточает требования к сбору подписей и значительно увеличивает размер избирательных залогов. Фактически вводятся имущественные цензы на обладание гражданами пассивным избирательным правом, создаются неравные условия для кандидатов от партии и независимых кандидатов.
В условиях, когда избиркомом выбраковываются не только недостоверные (т.е. сфальсифицированные), но и недействительные (т.е. настоящие, но небрежно или с ошибкой оформленные) подписи, норма об отказе в регистрации в случае выбраковки более 10% проверенных подписей делает регистрацию возможной только в случае заведомо благожелательного отношения избирательной комиссии к выдвинутому кандидату или партии.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов по спискам политических партий
Для выхода на политический старт политическими партиями была проделана большая работа: на своих партийных конференциях утверждались списки кандидатов, которые затем были представлены в избирательную комиссию со всеми необходимыми сведениями о размерах и источниках доходов, наличии денежных вкладов в банках, владении недвижимостью и т.д. на каждого кандидата.
Политические партии Думского большинства: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР – на данных выборах не собирали подписи и не вносили денежный залог.
Остальные партийные участники должны были собрать, в среднем, более 30 тысяч подписей избирателей или внести избирательный залог в размере 4, 5 миллионов рублей.
Кроме того, все избирательные объединения, к которым относятся и политические партии, сформировали избирательный фонд, состоящий из собственных средств и пожертвований юридических и физических лиц.
Список кандидатов от политических партий состоял из двух частей: головной (из 5 человек) и региональных групп (четыре группы по 11 человек). К данным выборам было сформировано четыре избирательных округа: Барабинский (474 620 чел.), Искитимский (494 964 чел.), Заельцовский (607 781 чел.) и Заводской (512 491 чел.). Соответственно, получилось и четыре региональных группы.
В областные списки кандидатов по единому областному избирательному округу, выдвинутым избирательными объединениями поместили фамилии известных и раскрученных политиков и видных деятелей (заручившись их согласием), которые, впоследствии, согласно новому законодательству, совершенно не обязаны становиться депутатами Новосибирского областного Совета.
Указывание в списках региональных групп только первой тройки наиболее известных кандидатов ставит под сомнение вопрос осознанного выбора конкретным избирателем конкретного депутата, т.к. в новых политических условиях при достаточно высоком неверии никому приходится выбирать «того – не зная кого».
5. Выдвижение и регистрация кандидатов по одномандатным избирательным округам
Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину, обладающему пассивным избирательным правом. Избирательное объединение вправе выдвигать по каждому одномандатному избирательному округу не более одного кандидата. Кандидат либо собирает подписи избирателей в свою поддержку, либо вносит денежный залог. Также, он формирует свой избирательный фонд, из которого оплачивает все издаваемые агитационные материалы.
Условия, в которых работали кандидаты, существенно разнились. Обращает внимание такой факт, что среди 49 избирательных округов нашлись такие округа, где за депутатский мандат боролись всего по 2 кандидата на округе (№5, 9, 11, 24, 48). Были и такие, где избирателю был представлен более широкий выбор: из 8-10 кандидатов на одном округе (№1, 16, 32, 44).
6. Оценка хода избирательной кампании
При кажущемся внешнем спокойствии, сопровождаемом обычной предвыборной рутиной, на округах развернулась нешуточная борьба вокруг вопроса – кто будет править Новосибирской областью в следующие пять лет. Ведь по новому закону о партиях, кандидатуру нового губернатора будет предлагать президенту победившая на выборах партия.
О своем желании участвовать в выборах изначально заявили 10 политических партий. К участию в выборах было допущено семь: КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР, «Родина», «Аграрная партия России», «Народная воля» и СПС. В списке от СПС были представлены кандидаты еще от одной политической партии – от «Яблока», с которым СПС решило объединиться, выставив единый список кандидатов.
По разным причинам в регистрации было отказано: Социал-демократической партии России (СДПР), Российской партии пенсионеров (РПП) и партии «Зеленых».
Российская партия пенсионеров подавала в суд с целью опровержения инкриминируемых им: ненадлежащего оформления документов, представленных для регистрации, и нелигитимности выборных центральных руководящих органов. Суд счел действия сотрудников комиссии соответствующими букве закона и подтвердил правомочность исключения РПП из предвыборной гонки.
По одномандатным избирательным округам на момент старта кампании, о своем желании баллотироваться заявили 250 человек. На 10 ноября 2005 г. в списке осталось 209 кандидатов, чуть больше, чем 4 претендента на один депутатский мандат.
Кандидаты выбывали из борьбы по самым разным причинам: кто-то вовремя не сдал на проверку подписные листы и не внес залоговую сумму, кто-то передумал сам и написал соответствующее заявление в избирательную комиссию, кто-то не представил полный пакет документов, требуемых для регистрации, кто-то не по форме написал заявление, а кто-то просто не явился на регистрацию. Были и такие кандидаты, которым ОИК отказала в регистрации по причине выявления 10% и даже 100% недостоверных или недействительных подписей в подписных листах.
Рекордным для нынешнего политического сезона явился последний день возможного выдвижения кандидатов, когда выдвинулось сразу 45 кандидатов в депутаты областного Совета, среди которых 8 действующих народных избранников и множество выдвиженцев от "Единой России" и КПРФ.
За месяц до дня голосования особой активности среди кандидатов по одномандатным округам не наблюдалось. Более заметна была партийная деятельность.
Поддержать своих соратников на предстоящих выборах в областной Совет, приезжали федеральные политики из Москвы. Для большинства горожан их визиты остались незамеченными: дороги не перекрывали, кортежи сопровождения не растягивались на километры, СМИ не включали данные новости, за редким исключением, в число важных и интересных.
С полуофициальным визитом Новосибирск посетили: министр ЧС России С. Шойгу, известный «единоросс», выступивший в водной академии перед студентами и сотрудниками; Г. Зюганов, лидер КПРФ, прибывший на встречу с журналистами и членами профсоюзов и озвучивший все непопулярные действия «единороссов», начиная от пресловутого 122 ФЗ до отмены празднования 7 ноября; Д. Рогозин, встретившийся с представителями своей партии; С. Бабурин, принявший участие в круглом столе «Выборы и общественное доверие к ним», В. Жириновский, превративший пресс-конференцию в нечто нестандартное.
Об особой значимости выборов будущих законодателей говорит и 2-дневный визит в Новосибирск делегации Центризбиркома России во главе с ее председателем А. Вешняковым. Официальной целью его визита в канун выборов депутатов в областной Совет, было увидеть «объективную картину на месте». Подготовку к выборам он оценил как удовлетворительную. Он пообещал, что в ближайшие два года никаких изменений в законы, касающиеся политических партий и выборного законодательства – не будет.
На выборах депутатов Новосибирского областного Совета вновь обозначилась общественная организация «Любимый город», о возобновлении деятельности которой было сообщено практически во всех местных газетах. В этот раз «Любимый город» опубликовал списки поддерживаемых кандидатов за неделю до дня голосования. В этот список попали только те кандидаты, которым отдавали предпочтения потенциальные избиратели в ходе проводившихся накануне социологических опросов. Размещенные на страницах газет материалы были оплачены из избирательных фондов кандидатов в депутаты.
Следует отметить, что вся информация, связанная с выборами, с учетом регулярных изменений в списках кандидатов, своевременно обновлялась на сайте Новосибирского облизбиркома.
Избирательная кампания, начавшаяся практически незаметно для многих избирателей, в последние две недели перед выборами превратилась в ожесточенную борьбу, действующую, иногда, на грани криминала.
Невозможно проигнорировать беспрецедентный случай, впервые произошедший в истории Новосибирских выборов, когда на кандидата в депутаты по одному из округов, было совершено нападение, в результате которого был причинен тяжкий вред его здоровью.
7. Гендерный дисбаланс кандидатов
Каждая из политических партий включила в свои партийные списки кандидатов-женщин. В едином списке от СПС и «Яблока» значилось 12 женщин (24%), в списке от КПРФ и «Родины» – 9 (18%), от АПР – 4 (8%), от «ЕР» - 3, (6%), от ЛДПР – 2 (4%). Рекордсменом гендерной чувствительности стала партия «Народная воля» с 33 женщинами (67, 3%).
О своем желании участвовать в выборах по одномандатным округам изначально заявили 24 женщины (9, 6%) из 250 потенциальных кандидатов. На 10 ноября 2005 г. список сократился до 209 человек, из него выбыло и 5 женщин. В финале избирательной кампании за депутатское кресло боролись19 кандидатов-женщин (9, 09%).
В результате выборов и партийного распределения мандаты депутатов из 49 возможных получили 4 женщины: 1 – от АПР, 2 – от КПРФ и 1 – от ЕР. Среди одномандатников у женщин 2 победы.
Из 98 избранных депутатов 4 созыва – всего 6 женщин, что составляет 6,12% от численности депутатского корпуса.
8. Предвыборная агитация
Согласно закону о выборах предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.
Беспрецедентно используемый в период избирательной кампании административный ресурс поставил в неравные условия политические партии и кандидатов.
Выборы депутатов областного Совета сопровождались активным участием в кампании представителей органов исполнительной власти. Максимальное количество чиновников баллотировалось именно по списку партии «Единая Россия».
Интересным представляется и тот факт, что фактически без проведения агитационной работы, в четверку лидеров попала «Либерально-демократическая партия России, включившая в верхнюю часть списка представителей исполнительной власти.
По закону кандидаты-госслужащие должны уйти в отпуск не позднее, чем через пять дней после регистрации, потому что они занимают важные государственные должности и могут воспользоваться своим служебным положением. Однако баллотирующиеся по списку партии «Единая Россия» чиновники активно использовали свое должностное положение в предвыборных целях.
▼ Все это попадает под понятие «предвыборная агитация», так как побуждает избирателей голосовать «За» или «Против» и должно быть оплачено из соответствующего избирательного фонда.
«ГОЛОС» не располагает информацией и о том, что кто-либо из зарегистрированных кандидатами в депутаты областного Совета, с момента регистрации отказался от использования служебного автотранспорта, депутатских приемных, подачи депутатских запросов и т.д.
Активную предвыборную агитацию развернули не все кандидаты и зарегистрированные политические партии.
Своим правом участия в бесплатных дебатах на областном депутатском канале воспользовались 39 кандидатов (18,48%) из 211 и практически все партии, принявшие участие в выборах, за исключением «Народной воли». Лидерами по количеству используемого эфирного времени на радио «Слово» стали: ЛДПР (250,48 мин.), «Родина» (306,40 мин.) и КПРФ (362, 40 мин.) вместо отведенных 160 минут.
Нарушение правил предвыборной агитации
Нарушения правил предвыборной агитации в первую очередь тесно связаны со злоупотреблением административного ресурса, неравноценным присутствием в СМИ различных партий и кандидатов, отсутствием допуска к ним оппозиционных кандидатов.
Кандидаты от партии «Единая Россия» в т.ч и из состава действующих депутатов облсовета, постоянно рассказывали со страниц газет и экранов телевизоров, зачастую, в сопровождении первых лиц города и области, об открытии катков, медицинских учреждений, о работе своих организаций и ведомств, социальных проблемах и способах их преодоления. Публикации почти всегда сопровождались фотографиями выступающих.
9. Мероприятия ННП «ГОЛОС» перед выборами
«ГОЛОС» в ходе данной избирательной кампании проводил активную просветительскую работу среди избирателей о возможных случаях подкупа избирателей. Для повышения прозрачности и открытости выборов была организована серия акций «За чистые выборы!». С 3 по 9 декабря 2005 г. в Ленинском районе города проходили акции «Не попадись на удочку!» и «Против подкупа избирателей – за здоровый образ жизни!».
Акциям предшествовала большая подготовительная работа. Впервые для получения разрешения на проведение данного мероприятия «ГОЛОС» вынужден был подготовить 108 уведомлений: на каждый день и каждую точку.
Активисты не призывали отдавать голоса ни за кого из кандидатов, не раздавали никакую агитационную литературу. Два раза на участников акции были совершены нападения прямо во время работы, и практически на всех оказывалось психологическое давление с целью запрещения проведения подобных акций в этих местах. Обо всех этих случаях имеются зарегистрированные заявления в органы внутренних дел.
Во время акций проводился социологический опрос избирателей об известных им случаях подкупа.
По мнению 304 опрашиваемых респондентов, случаи подкупа, с которыми пришлось столкнуться 120 избирателям (39,5%), для Новосибирска не новы, они характерны для выборов всех уровней.
10. День голосования
В день выборов 11 декабря 2005 г. 10 мобильных наблюдателей – корреспондентов газеты «Гражданский голос», работали практически во всех районах города Новосибирска. Особых проблем на 104 избирательных участках не возникало, хотя были отмечены случаи пристального внимания к представителям газеты, выражавшиеся в обязательной регистрации в журнале присутствующих наблюдателей, а на отдельных участках – в запрете производить фотосъемку (уч. №1519).
Практически все избирательные участки были оснащены необходимой информацией обо всех кандидатах, областных списках кандидатов, изготовленными в черно-белом варианте. Эти материалы были размещены в доступных для избирателей местах.
На большинстве участков отмечался позитивный настрой, играла музыка, проходили концерты, подготовленные детскими коллективами клубов и школ; была организована торговля продуктами питания, семенами, книгами и другими предметами первой необходимости.
Стоит отметить, что день голосования прошел организованно. Все избирательные участки открылись вовремя. Практически на всех избирательных участках, на которых побывали наши корреспонденты, присутствовали наблюдатели от партий и от кандидатов. Общая численность наблюдателей на участках варьировалась в пределах 3-5 человек. Опознавательные бейджи наблюдателей от отдельных партий («Родина», «Единая Россия», КПРФ) и кандидатов–одномандатников (Червов, Чернатов, Пак, Бессонов) отличались особыми размерами, цветовой гаммой и больше походили на агитационные материалы политического объединения или конкретного кандидата.
Все списки избирателей были сброшюрованы по книгам, на каждом участке имелись переносные и стационарная урны.
Накануне выборов избирательной комиссией Новосибирской области и редакцией газеты «Советская Сибирь» был подготовлен специальный выпуск «Добрый день» с полезной для избирателей информацией.
Согласно поступающей в день выборов информации на «горячий» телефон «ГОЛОСа» от наблюдателей и избирателей, указанные в газете и на сайте облизбиркома телефоны «горячей линии» избирательной комиссии не отвечали.
В числе наиболее часто встречающихся нарушений следует отметить:
- вхождение в кабинку для голосования по два и более избирателей;
(На замечания членов избирательных комиссий и наблюдателей, эти люди реагировали, зачастую, с негодованием, мотивируя, что вошедшие вместе являются родственниками (уч. № 1506, 1519, 1761) ;
- заполнение избирательных бюллетеней вне кабинок для голосования (уч. № 1750, 1761);
- не заполнение увеличенных форм протоколов в течение дня (изб. уч. № 1685, 1748, 1749, 1768, 1813);
- отсутствие на рабочем месте председателей и членов избирательных комиссий, а иногда и наблюдателей, и сотрудников милиции в форме (изб. уч. № 1747; 1748);
- отсутствие бейджей с указанием ФИО у членов изб. комиссий (изб.уч. № 1763, 1813);
- недостаточная освещенность в кабинках для голосования и неправильное расположение угла наклона подставок для ручек и размещения бюллетеней (уч. № 1663, 1763, 1815, 1877);
- использование карандашей членами избирательных комиссий (уч. №1505; на уч. № 1514 в списках избирателей была карандашом сделана отметка о выдаче открепительного удостоверения и № 1984);
- недостаточно хорошая подготовка прилегающей к участку территории (отсутствие песка возле отдельных участков Октябрьского и Центрального районов);
- в зале для голосования было очень холодно (изб. уч. № 1501, 1510, 1813).
Наблюдателями были также отмечены случаи некорректного поведения избирателей пожилого возраста, выражавшиеся в громком обсуждении достоинств и недостатков конкретных кандидатов прямо на территории избирательного участка, с большим трудом пресекаемые членами избирательных комиссий (изб. уч. № 1748, 1984).
На территории изб. уч. № 1748 была обнаружена пропажа «Конституции РФ».
На территории изб. уч. № 1750 зафиксирован случай нахождения листовки, призывающей голосовать за конкретного кандидата, подвергшемуся накануне жестокому избиению.
На изб. уч. № 1749 кабины для голосования состояли из стола, на котором в перевернутом виде стоял другой стол и лежали ручки. Таких самоделок было целых три!
При подсчете голосов на изб. уч. № 1740, дверь в помещение, где производился подсчет избирательных бюллетеней, была все время открытой. При начале подсчета там присутствовали журналисты от телепередачи «Вести-Новосибирск», которые закончили съемку в 20.25 час., и беспрепятственно покинули помещение.
После подсчета голосов избирателей на уч. № 1546, председатель комиссии отказалась выдать копию итогового протокола корреспонденту газеты «Гражданский голос», сославшись на ст. 28, п.6, которая, по ее мнению, дает право получить копию протокола только наблюдателям от партий или кандидатов., а не представителям СМИ.
На изб. уч. № 1550 корреспонденту отказали в предоставлении данных о ходе голосования (количество избирателей, число проголосовавших и др. информацию).
В Дзержинском районе, в день выборов, между общеобразовательными школами № 59, 87 и 197, а также по внутриквартальным дорогам, курсировали машины марки «Газель» с рекламой «ЕР». Аналогичные случаи нахождения автомобилей с логотипом «ЕР» отмечены на участках № 1502, 1510, 1687, 1815 и вблизи школы № 177.
11. Итоги выборов. Рекомендации
Анализ выявленных проблем и нарушений, зафиксированных во время выборов депутатов Новосибирского областного Совета, в определенной степени говорит о необходимости систематического повышения образовательного уровня всех участников избирательного процесса. Очевидно, что внесенные в предвыборное законодательство изменения требуют дополнительной разъяснительной работы.
Несмотря на огромное количество агитационных материалов отдельных кандидатов, эти действия не принесли им победу, что еще раз подтвердило, что печатные средства агитации уже не воспринимаются избирателями в полной мере, как источник достоверной информации о кандидате.
Количество желающих воспользоваться своим конституционным правом на выражение волеизъявления, было снижено за счет установившейся морозной погоды.
Результаты социологических исследований, которые были проведены на предварительном этапе избирательной кампании различными социологическими службами, почти полностью подтвердились после оглашения результатов выборов.
Первое, прогнозируемое, место заняла партия «Единая Россия», второе – КПРФ, третье - у «Аграрной партии России», которая была практически незаметна в городе во время агитационной кампании. ЛДПР, непосредственно перед выборами выбравшая свое направление работы, заняла 4 место. По последним подсчетам, «Родине» не хватило менее 1 % для преодоления 7% барьера. «Союз правых сил» и «Народная воля» не смогли привлечь сторонников из-за отсутствия системной работы с избирателями и присутствием в федеральных рядах партий довольно непопулярных ныне политиков.
Процент проголосовавших «против всех», несмотря на официально разрешенную агитацию против всех, в нашей области оказался ниже уровня недавно прошедших выборов в других регионах России.
65% депутатов прошлого созыва вошло в состав областного Совета депутатов 4 созыва по одномандатным избирательным округам и спискам политических партий. На территориях городских округов победы действующих депутатов-одномандатников Н. Мочалина (79, 5%), Л. Сидоренко (78, 7%), В. Пака (73, 7%), В. Червова (72, 6%), Н. Мамулата (70, 9%) были вне конкуренции.
Неожиданно выборы депутатов областного Совета затронули численный состав Совета городского. Городской депутат Э. Кожемякин, официально поддержавший на выборах одного из кандидатов, на основании результатов областных выборов сделал официальное заявление о сложении с себя депутатских полномочий. В современной политической истории Новосибирска это второй случай, когда депутат складывает свои полномочия.
Исходный текст